Вопрос-ответ

Адрес электронной почты Вашей учетной записи можно изменить, отправив письмо с просьбой об изменении адреса электронной почты администратору с указанием старого (текущего) e-mail и логина, а также нового (желаемого) e-mail.
Учетная запись может быть удалена только при поступлении письма администратору с адреса электронной почты учетной записи и просьбы об удалении в этом письме.
РИТМ - это новая технология обучения, основанная на Развитии Индивидуального Творческого Мышления.
РИТМ отличается системностью в подходе к образованию и строится на целом ряде принципов таких, как гуманитаризация образования, активизация человеческого фактора, демократизация процесса обучения, синтез знаний, состязательность и другие, которые мы здесь рассматривать не будем, а остановимся лишь на практически важных для студента сторонах РИТМа: непрерывной контроле знаний, интегральной оценке знаний, рейтинге студента.
Каждый предмет, изучаемый в нашем вузе, разбит на несколько модулей, представляющих сравнительно небольшие, но логически завершенные объемы учебного материала. Знание этого материала, умение применять его при решении тех или иных задач контролируется регулярно. Предусмотрено 3 вида контроля: текущий контроль (ТК), промежуточный контроль (ПК), заключительный контроль (семестровый зачет или экзамен)
Текущий контроль предназначен для стимулирования студентов к тематической работе, к непрерывному овладеванию учебным материалом в течение всего семестра. Оценка ТК в диапазоне от 0 до 5 с шагом 0,1 проставляется преподавателем на основе анализа готовности студента к практическому занятию, отчета по лабораторной работе, соответствия графику выполнения домашнего задания или курсового проекта и т.д. Форму ТК определяет преподаватель, ведущий занятия в группе. Важно только, чтобы этот контроль соответствовал основным формам учебных занятий и не требовал от студента дополнительных контрольных испытаний.
Промежуточный контроль предназначен для определения степени усвоения теоретического материала модуля и умения применять полученные знания при решении практических задач. Он, по сути, является мини-экзаменом по пройденному материалу и проходит в устной или письменной форме. Данный контроль требует от студента определенных затрат времени на подготовку к нему, поэтому проводится в часы самостоятельной работы под контролем преподавателя, предусмотренные в расписании учебных занятий, или в другие сроки, но обязательно согласованные с деканатом. Знания студента оцениваются баллом от 0 до 5 с шагом 0,1.
Если студент пропустил ТК или ПК по уважительной причине (бюллетень, подтвержденная справкой, командировка по научной или учебной работе, участие в соревнованиях и пр.), то сразу же по возвращении в институт он должен договориться с преподавателем о времени и получить в деканате направление на проведение пропущенного контроля. Если же студент пропустил ТК или ПК по неуважительной причине, вопрос о прохождении контроля решает деканат с учетом причины пропуска, отношения к учебе, посещения занятий, его успеваемости и других "заслуг" студента. При этом вовсе не обязательно, что студент получит такой допуск. В результате его оценка по пропущенному контролю останется нулевой.
С одной стороны, стремление студента к повышению отметки похвально, поэтому преподаватели и деканат приветствуют это. С другой стороны, частые пересдачи лишают РИТМ смысла, являются дополнительными затратами времени студента и преподавателя. Поэтому данный вопрос решается в каждом случае индивидуально с учетом мнения преподавателя и деканата. При положительном решении студенту необходимо договориться с преподавателем о времени, получить в деканате направление на повторную сдачу контроля.
Частота проведения ТК определяется частотой того вида занятий, по которому осуществляется текущий контроль. Это или семинар, или лабораторная работа, или консультация по курсовому проекту. Так что таких контролей может быть достаточно много, но опять-таки они не должны требовать от студента дополнительных затрат времени, кроме предусмотренных учебном планом и программой. Если предусмотрен семинар, студент должен к нему готовиться, если предусмотрена лабораторная работа, студент должен к ней готовиться, при этом не должно быть никаких дополнительных текущих контрольных испытаний. Преподаватели же должны дважды в семестр представлять в деканаты интегрированные сведения текущего контроля по каждому студенту в специально оговоренные сроки. Количество ПК определяется количеством модулей по предмету в данном семестре, как правило, их 2. Отсюда и частота проведения ПК. В том случае, когда модуль достаточно объемен и его контроль не возможен к моменту подачи сведений о ПК, допускается проведение промежуточного контроля по той части материала, которая пройдена к установленному сроку. Преподаватели должны дважды в семестр представлять в деканаты сведения промежуточного контроля по каждому студенту. Таким образом, у студента в течение семестра появляются сведения о двух ТК и двух - трех ПК, по каждому предмету.
Да нужен. Во первых, материал, который изучается после последнего ПК и до конца семестра, не может быть охвачен промежуточным контролем. Во-вторых, "покусочная" сдача материала не дает полного представления о предмете, тем более не позволяет увидеть межпредметные связи. Поэтому заключительный контроль необходим, и даже не столько он сам по себе, сколько подготовка к нему, т.к. при этом студент имеет возможность еще раз просмотреть весь материал в полном объеме, повторить забытые или пропущенные разделы, усмотреть связи между предметами. Другое дело, что преподаватель имеет право определять объем и требования на экзамене (зачете) в зависимости от показателей учебной деятельности студента в семестре, в том числе и освобождать его от сдачи кокой-либо части материала. Форму заключительного контроля (устную или письменную) устанавливает кафедра. Ответы студента оцениваются баллами от 0 до 5 с шагом 0,1.
Нет, конечно. В системе РИТМ отметка заключительного контроля является лишь составной частью суммарного индекса по предмету.
В системе РИТМ имеет место интегральная оценка знаний предмета так называемый суммарный индекс, который складывается из оценок текущего, промежуточного и заключительного контроля. Каждая из этих оценок входит со своим весовым коэффициентом. В большинстве случаев суммарный индекс рассчитывается по формуле:

СИ = 10*Отк + 30*Опк + 60*Оэкз,

где Отк, Опк - соответственно средние за семестр оценки текущего и промежуточного контроля; Оэкз - оценка, полученная студентом на экзамене или зачете.
В зачетную книжку студента после заключительного контроля выставляется окончательная оценка, которая получается согласно следующей таблице:

Суммарный индекс Окончательная оценка по 4-бальной шкале Окончательная оценка по 2-бальной шкале
СИ < 250 неудовлетворительно незачтено
250 <= СИ < 350 удовлетворительно зачтено
350 <= СИ < 435 хорошо зачтено
СИ > 435 отлично зачтено
Если суммарный индекс не менее 250 и отличается от соответствующего предела на 1-6 баллов, преподаватель имеет право по просьбе студента проверить его знания и умения по всему курсу или какой-то его части и выставить оценку независимо от суммарного индекса. Но преподавателю также предоставляется право не учитывать результаты ТК и ПК при получении студентом на экзамене менее трех баллов и выставлять итоговую оценку "неудовлетворительно".
Если во второй половине семестра у студента без уважительной причины будет нулевой суммарный индекс по трем и более предметам, он отчисляется из института за невыполнение учебного плана. И это несмотря на то что у студентов (кроме первокурсников) есть право свободного посещения лекционных занятий!
Решением кафедры, а оно обязательно для всех преподавателей этой кафедры, возможен один из следующих вариантов:
  • суммарный индекс определяется по результатам ТК и ПК без учета предыдущей сдачи экзамена или зачета;
  • преподаватель дает студенту возможность выполнить задание какого-то ПК и корректирует ему сумму первых двух составлять суммарного индекса без учета предыдущей сдачи экзамена или зачета;
  • студенту устанавливается стартовый суммарный индекс по предмету, равный 70 баллам, независимо от его фактического значения;
  • выставлять в качестве окончательной оценки ту, которую он получит на, собственно, экзамене или зачете
  • Важно, чтобы решение кафедры лектор потока довел до сведения студентов в начале семестра.
Важно, чтобы решение кафедры лектор потока довел до сведения студентов в начале семестра.
Безусловно. Получая ту или иную оценку на текущем и промежуточном контроле, можно прогнозировать окончательную оценку в эачетной книжке, а следовательно, вовремя подтянуться и изменить ее в лучшую сторону. Но вывод очевиден: только регулярная работа в семестре может обеспечить успех на финише!
Да. Для получения зачета по предмету этой суммы достаточно, т.е. достаточно все ТК и ПК, да и зачет или экзамен сдать на 3. Но для тех, кто хочет иметь высокий рейтинг, большое его приращение таких отметок явно недостаточно.
В системе РИТМ, кроме отметок, получаемых студентом по отдельным предметам, вводится еще один показатель качества подготовки специалиста - показатель класса - рейтинг студента. Рейтинг рассчитывается по формуле:

Rнов = Rст + Kзн*∑Oi - m*Oож,

где Rнов, Rст - новое и старое значение рейтинга, Kзн - коэффициент значимости контрольного испытания, который равен 3 для промежуточного и 5 для заключительного контроля, Oi - оценка по i-тому предмету на этом испытании, m - количество предметов, учитываемых при расчете рейтинга, Oож - ожидаемая оценка.
Рейтинг студента изменяется трижды за семестр. Он пересчитывается после первого и после второго промежуточного контроля, а также после сессии. При этом в последнем случае в формулу подставляются баллы, полученные студентом на зачете и экзамене, а не окончательные оценки, учитывающие всю предыдущую учебу. Вот почему для высокого рейтинга необходимо сдавать любой зачет на максимальный балл!
Есть. Система РИТМ предполагает не только качественное и в срок выполнение учебной программы, но и развитие своих потенциальных возможностей через выполнение творческих заданий, участие и достижение высоких результатов на олимпиадах по математике и физике, вычеслительной технике и другим предметам, научная работа на кафедре, иная деятельность, связанная с проявлением своих способностей, дают существенное приращение рейтинга студента, при этом рейтинг прирастает не по формуле, а путем увеличения его на определенное количество баллов, назначаемых экспертной комиссией кафедры или факультета. На заключительном контроле (экзамене или зачете) преподаватель может выдавать задания личного уровня сложности и оценивать их баллами от 0 до 5 с шагом 0,1.
Кроме удовлетворения собственного честолюбия (приятно быть первым студентом в группе, на специальности или на курсе!), кроме азарта соревновательности, свойственного молодым людям, высокий рейтинг выгоден:
  • большей надбавкой к стипендии;
  • большей суммой премии, подучаемой по итогам сессии;
  • большей вероятностью быть вклиненным в группу дня престижных экскурсий;
  • возможностью поступления в аспирантуру сразу же после окончания института;
  • большим выбором мест работы после окончания института.
Есть и другие моральные и материальные стимулы к высокому рейтингу.